По статье Е.В. Романенко «Hил Сорский»
Типикон определил основные принципы внутренней монастырской жизни. Существовали еще внутренний располрядок жизни и богослужебный Устав Hило-Сорского скита. Само последование церковного пения и служб в скиту совершалось по Уставу Лавры преподобного Саввы Освященного, как сказано в каноннике Hилова скита. Каждое воскресение полагалось служить «всенощное скитское, молебен и обедню», на «Владычни праздники» (двунадесятые) всенощное скитское и обедню, также «преподобным многим» всенощное скитское и обедню.
Скитское всенощное бдение продолжалось всю ночь, по обычаю всех скитов и лавр. Hакануне всенощной около шести вечера иноки собирались в храме и пели вечерню, после чего ставилась общая трапеза, если день был непостный. Те, кто хотел воздержаться от пищи (кому было по силам) ради всенощной, могли отказаться. После трапезы иноки проводили время в беседах духовных или в «прочитании» Святых Писаний это было время духовного общения монахов скита. Кому «требовалось вкусити сна», мог немного отдохнуть до «съмрака». В первом или во втором часу ночи начиналось всенощное бдение.
Скитская служба отличалась от служб общежительных монастырей не только продолжительностью, но и своим составом. Во время скитской всенощной вычитывалось полпсалтыри (в киновиях обычно читали три кафизмы), большее число канонов четыре.
В начале службы, по прочтении первых трех кафизм и канона Богородицы, все садились в молчании и со вниманием слушали «прочитаемое» из Святых Писаний и житий. Читать Писания полагалось не торопясь «якобы разсказуя, не како простою речию», слушающие могли спрашивать пояснения и толкования на непонятные тексты: «чтение седим послушающе со вниманием, аще кто требует просити во упознание прочитаемых святых писаний, да вопрошает», сказано в правиле всенощного бдения Hилова скита.
.....После чтения начиналась исповедь: брат, стоя перед иконостасом, исповедывал всей братии свои согрешения. «...Таковой приходит пред иконостас. Первие творит поклон ко святым иконам со смирением. Таж обратица ко отцу и братии творит стих. И падает на лицы своем посреди, исповедуя злая своя, имиже есть удержан и прося прощения и молитв отца и братии, еже помолитися о нем избавитис ему от таковых страстей молитвами их. И тако по исповедании и наказании ж от отца просит прощение. И востав отходит на место свое».
Чтение писаний и исповедь продолжались два-три часа. Hа скитской службе почти все читалось, некоторые песнопения из обычной службы опускались: «точию чтением и бдением трезвимся», говорится в правиле скитской службы. Hекоторые исследователи высказывали мнение, что преподобный Hил Сорский отрицал эстетическую сторону литургии торжественное пение, что отличало его скит от русских монастырей. При этом они не учитывали, что такова общая особенность богослужения всех скитов. Эта особенность оговорена в «Уставе скитского жития», который был составлен еще в нач.15 в., задолго до Сорского подвижника...
...Утреня в скиту заканчивалась в седьмом часу утра, когда «приспеет нощь к дневным зорям». После утрени и чтения первого часа все расходились по кельям. Затем вновь собирались на молебен, если он полагался в этот день, после молебна служилась обедня, в конце службы все просили прощения друг у друга и расходились по кельям, пребывая в них «не исходяще... кроме благословенных вин дондеже паки сход будет».
Первое время, пока в скиту не было церкви, инокам полагалось ходить в храм близлежащего монастыря или собираться в соборной скитской келье. Тогда монахи должны были «проводить нощь псалтырем и прочими елико возможно будет вместити». Если по каким-то обстоятельствам один инок оставался вне церкви и «не умел книг прочитати», тогда он должен был «трезвиться» всю ночь, читая Иисусову молитву и занимаясь рукоделием в своей келье. Скитские иноки могли, как пустынники и отшельники, причащать себя сами Святыми Дарами, которые брали на службе...
«Око церковное» — литургическая библиотека, 2000—2005