Еп. Вениамин (Милов). Чтения по литургическому богословию.   [Содержание]


Глава девятая

СЛУЖЕНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ СПАСЕНИЮ В ХРИСТОВОЙ ЦЕРКВИ


ПРЕДИСЛОВИЕ

Православное Богослужение многосторонне и подробно освещает значение благодатных влияний Божией Матери в личной христианской жизни верующих.

Один богослужебный Октоих содержит 80 Богородичных Канонов, читаемых на Малом повечерии и утрени. Триоди и месячные Минеи имеют свои Богородичные Каноны, положенные на двунадесятые праздники в честь Пресвятой Богородицы и на торжества явления Ее чудотворных икон.

Задачей исследователя литургических творений является извлечение наиболее характерных и существенных данных о деятельности Божией Матери в земной Церкви. Все богатство литургического богословствования по этому вопросу в целом дает:

1. Возвышенное и ясное представление о видах Богоматерного влияния на верующих.

2. Об их душевном состоянии в результате облагодатствования Богородицею и

3. О силе Ее молитвенного дерзновения и ходатайства за грешников пред Сыном и Богом.

Суждения богословов-литургистов излагаются своеобразным стилем, вполне соответствующим величию темы, и отличаются глубиной мысли и изящной выразительностью.


ЛИТУРГИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ БЛАГОДАТНОГО СЛУЖЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В ЗЕМНОЙ ЦЕРКВИ

Ближайшее материнское отношение Пресвятой Богородицы к воплотившемуся из Нее Сыну Божию и беспримерная высота личной духовной жизни соделали Ее Посредницей спасения и облагодатствования всех верующих в Церкви Христовой.

Богоматернее служение спасению людей вселенского значения и мировой широты [1]. Чрез Нее мы всынились Богу Отцу Духом Христовым [2]. Всеблагословенная, введшая в мир великое Солнце, приняла на Себя особое служение человечеству [3]. Она соучаствует Христу в возвращении людям древнего благородства и райской сладости [4], в воссиянии им благословения и упразднении клятвы, тяготеющей над нераскаянными грешниками [5].

Владыка Господь во Всенепорочной изливает миру мысленный океан благодати, райский живоносный источник благ, миро исцелений и душевных укреплений [6].

Изначальное Евино прельщение отвратило людей от Бога. Божия Матерь опять приводит прельщенных к Богу [7], развязывая в них связи грехом и украшая человеческое естество свободой во Христе [8]. Чрез Нее непрерывно продолжается примирение грешных с Богом и освобождение от ужасной тяготы осуждения за грехи [9]. Пучины Ее милости удостаиваются все, плавающие по многопечальному морю жизни, но не теряющие веры во Христа [10]. Пресвятая Богородица после Христа и во Христе — основание спасения людей [11], Родившая Бога милует мир Его [12].

Как Матерь Господа Спасителя, высшая всех ангелов и святых людей, Госпожа и Владычица твари есть единственное по силе утешение всего верующего во Христа человечества и во все века его бытия [13]. Господь даровал Ей Божественное величие и державу крепости [14]. Она - Первосвятая и Святейшая всех святых, всенепорочная, всепречистая, всепетая, благословенная и всеблаженная [15], гнездо Небесного Орла, тихая, незлобивая Голубица, кроткая, чистая Горлица [16], Умилостивительница правды Божией, Пременительница праведного Божиего гнева на милость. Самое видение лучезарного лика Благодатной и преславной Богородицы Марии ангелам сладостно, людям спасительно, демонам страшно [17]. Бесовские полки ужасаются и трепещут призывания Пречистой [18]. Для бесов - Она — язва [19].

Родившая Украсителя неба светилами и Божественный Огонь превышает самых огненных ангелов сиянием славы, красотою и светлостью чистоты. Ни ангельские языки, ни бесчисленные уста людей — песнопевцев из всех родов земных не могут воздать подобающей хвалы Высшей небес и чистейшей солнечных светлостей, Дщери Безначального Отца, Невесте Святого Духа и Матери Бога Слова [20]. Весь мир пребывает под долгом благодарения и православной хвалы Ее благодати [21] и безмерной любви Ее к Богу и людям [22].

Богослужебные молитвы и песнопения восхваляют Пречистую Богородицу и Матерь Света чаще всего за:

1. Излияние Божией благодати на членов Церкви Христовой,

2. Привлечение уповающих на Нее грешников к покаянию и

3. Избавление их от земных бед и вечной гибели.


1.

Благодать есть невещественная сила существа Божия. Мысленный свет, исходящий от Троичного Божества.

Божия Матерь есть первая нетленная Светоприемница благодати у престола Божия и световидный храм Божественной Славы. Вся светоносная Матерь воплощенного Бога Слова изливает на всех молящихся Ей благодатное Богоматернее просвещение. Облечение верующих во светоносную одежду благодати представляет возочищение в них благодати св. таинств Церкви, угашаемой их грехами [23]. Божию Матерь св. Церковь глубокомысленно называет "блистающим умом, жилищем света и светоносной Дверью благодати" [24]. Силою света Божия Она, как небесной манной и живой водой, кормит и поит духовно голодных и жаждущих [25] и вдыхает в них благоухание благодати [26]. Говоря литургическим языком, посредством Ее световождения и светоизлияния в омраченных греховностью душах восходит свет Солнца славы Христа [27] и обновляется [28].

Пресвятая Богородица благословениями светлейшего Христова света радует весь человеческий род во вселенной [29].


2.

По Ее молитвам, невидимые телесно, но ощутительные сердечно светоозарения благодати Христовой возбуждают у прибегающих к Ее помощи прежде всего дух покаяния [30].

Поэтому в богослужебных молитвах и песнопениях многократно исповедуется та истина, что Пресвятая Богородица отверзает покрытым грехами людям светозарные двери покаяния, показывает входы в волю Божию и подает стенания, душевные слезы и постоянное умиление [31]. В этом смысле Она — мост к Богу, врата спасения, [32] успокоение и утешение грешных [33], Подательница их осужденному естеству прежней красоты [34]. Ей присуща власть и дерзновение отверзать кающимся беспредельную пучину Божией благости. Чрез Нее Господь являет множество милости грешным [35] и умиротворяет их дух [36] прощением грехов [37].

Ввиду великой помощи отчужденным от сладости жизни в Боге Божия Матерь есть переплавляющее Горнило грешного человеческого существа [38], Сокровище благодатного воскресения неготовых к смерти [39], возвращение их ко благочестию и духовной высоте [40].

Нет греха у людей, побеждающего благодать Божией Матери. По Своему Матернему дерзновению пред Сыном Божиим Она удостаивает Божиего милосердия даже немилостивых нравом, но сокрушающихся о своей черствости, и все может творить людям в помощь [41].


3.

Сын Божий, как Всеблагий и Человеколюбивый, даровал миру в Пресвятой Богородице Великую Помощницу к избавлению от земных бед и вечной гибели [42]. Ее покров крепок, изменение напастей непреложно, освобождение от мучений быстро [43], облегчение человеческих страданий постоянно [44]. Дивная, светлая и бодрая Заступница христиан [45], в защите их от горя и несчастий есть подлинно "Нерушимая стена" [46]. Людям, усердно молящимся Ей, Господь не попускает гибнуть, но чудными путями Своего Промышления приводит их ко спасению [47].

Изложенные литургические мысли о Богоматернем служении в земной Церкви можно обобщить в форме следующих положений:

1. Богоматерь соучаствует Христу Спасителю в примирении с Богом кающихся грешников и даровании им благословения Божия;

2. Действует Христовою силою;

3. Ее светоозарения возгревают угасающую в грешниках благодать св. таинств;

4. Влагают в естественные усилия раскаяться благодать умиления и плача;

5. Смягчают и устраняют от людей скорби и бедствия.


ВЕРУЮЩАЯ ДУША ПОД БЛАГОДАТНЫМ ОЗАРЕНИЕМ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Церковно-литургические творения часто и в ясных выражениях говорят о глубочайшей тайне преображения грешной человеческой души молитвами Божией Матери к Сыну Ее и Богу и Ее непосредственным светоозарением.

От Пресвятой Богородицы, по словам церковных песнопений, нисходит на людей некий светозарный покров [48], и вода бессмертия светлейшая огня и действеннейшая света [49] - это есть благодать Христа - Бога Слова [50], которой Божия Мать, как руками, покрывает оберегаемых людей. Родительница Невечернего света Христа и Сама жилище Его света и всех верующих просвещает Его светом обитающим в Ней [51], и попаляет в них колючий терновник страстей [52]. Из световидной благодатной чаши Ее неистощимо истекает сила [53], преобразующая грешные души в рай, полный цветов Духа [54].

В Пресвятой Богородице, как Двери Божественного света, лежит бездна благодатных дарований [55]. Ночью и днем Она освещает и наставляет ко спасению грешников [56] и возливает на их душевные струпья и язвы смягчающий светозарный елей благодати Христовой [57]. Родившая Небесный Дождь благодати, напояет Им борозды душ, иcсохших от греха и печали [58]. Ее мольбами Христос без меры подает достойным небесной милости Духа, происходящего от Отца [59], и показывает их жилищами света [60]. И Сама Богоматерь властию, данною Ей от Бога, сообщает благодать усердно молящимся Ей. В этом очевидно выражаются Ее Промышления о верующих во Христа, посещение [61], целение и духовное питание их [62].

Богоматернее просвещение разгоняет в душах омрачение от плотских услад [63], укрощает бурю и волнение страстей [64]. Под действием светоозарения грешники воскресают от падения [65], обновляются, находят вход к Богу и успокаиваются [66] от наплывов греховных переживаний. Царивший в них грех низлагается.

В частности, воздействие благодати Божией Матери чудно отражается на состоянии человеческого ума [67]. В нем укрощаются бурные и мутные волны суетных и злобных помышлений [68], исцеляется его разбитость, отверзается душевный слух людей ко вниманию Божественным словам [69].

При озарении свыше зеницы человеческого ума способны усматривать правильный путь жизни [70] и избегать коварных советов и ловлений диавола [71]. Нередко в часы недоумении Божия Матерь Сама полагает людям Свои благие мысли [72] в их сознание. Сила Богоматернего осияния прекращает в уме набеги страстных помыслов [73], приводит в бездействие диавольские прельщения [74] и очищает мысленное зрение от облака греховных представлений и мечтаний [75]. С прекращением бесовских мечтаний, страстного говора и мысленных блужданий ум верующего человека постепенно приобретает целомудренность, устанавливается на молитве и бывает способен в мире и тишине призывать непрестанно имя Сына Божия и на опыте [76] разуметь тайну личного спасения [77].

Отражения света Богоматери в верующем сердце делают его умиленным, охлажденным от зноя страстных чувств [78], богобоязненным [79], успокаивают его от смущении [80].

Божия Матерь в Богосиянии как бы полагает на сердца людей Свою всецелительную Десницу [81]. И поглощаемые скорбям ясно чувствуют тогда [82] услаждение своей сердечной горечи [83] нетленным обрадованием по действию Пречистой. Осияние Божией Матери гордые сердца смиряет [84], жестокие - сокрушает [85], загрязненные греховной чернотой просветляет [86], объятые густой печалью - утешает, стесненные расширяет [87], обремененные тяготой облегчает.

В связи с этим литургическое богословие часто называет Богоматерними дарами сердцу человека его общее успокоение и отдельные благодатные чувства, каковые - смирение, душевный плач о грехах, кротость, умиление, страх Божий и др. В человеческой воле Богоматерь благодатно изменяет плотские желания на духовные [88], целит Ее порочное тление [89] и прокажение, тушит в ней угли страстности [90], укрепляет ее на добро [91]. Помощию Божией Матери восстания страстей слабеют, замирают в грешных [92] и из глубины их воли поднимается сила преобладания над страстями [93].

Что особенно характерно, Божия Матерь связывает грешную волю любовью к Богу, и разрывает связанность Ее злобой [94], от чего "блудный нрав" человека исправляется [95], малодушие в испытаниях сменяется терпением [96].

Говоря обобщенно, верующий благодатию Божией Матери бывает защищаем и храним от увлечения прилогами демонов, страстными чувствами и влечениями при искушениях.

Приумножение в нем благодати чрез осияние Пречистой возвращает его уму - целомудрие и способность не рассеянно молиться, сердце умиротворяет волю, наполняет силой любви к Богу и людям.


ПОЧИТАНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ВЕРУЮЩИМИ И ЕЕ МОЛИТВА ЗА НИХ

Святейшее и родное всякому христианину имя "Богоматерь" есть имя носительницы высочайшей в Церкви Богородительной любви, являющей ищущим спасения [97], бездну щедрот и безбрежное море благодати [98]. Ее кроткий, тихий, милостивый и благосердный взор обращен на призывающих Ее во всем мире [99]. Небожители видят Ее воочию. Земная Церковь верою созерцает Пречистую, как присно живую, во святых Ее иконах [100] и предлагает Ее Господу, как Свою Молитвенницу и Ходатаицу.

Приснодеве Световодительнице естественно творить людей общниками невечернего дня [101] и рассеивать мглу их страстей. Как неусыпно бодрая, всегда готовая и благолюбивая Молитвенница за мир и вселенскую Церковь, Она подобна неугасимой лампаде, денно-нощно молитвенно горящей во вселенной пред Богом в сиянии духовной любви к людям [102]. Перстами Своих молитв Небесная Молебница пишет бесчисленным грешникам прощение прегрешений и избавление от напастей [103] и прилагает целительный пластырь к их душевным язвам [104].

Беспомощные, уязвленные всецело грехами, ужасаясь диавольских сетей и оклеветаний обычно не имеют дерзновения пред Богом. Охваченные страхом, они не смеют иногда даже взирать на высоту неба, тем более воздевать молитвенно к Богу руки. Свое дерзание пред Ним они уповают найти в Божией Матери, Ее ходатайством за них пред Богом [105]. Владычица мира для грешников, ищущих спасения, - всецелая надежда спасения, врата в Царство Божие [106], Управительница к пристани вечного упокоения во Христе, первая Защитница и Неприступная стена, ограждающая от всякого зла [107].

Яркое воспоминание о безмерном богатстве Ее милосердия и непреоборимой державе могущества и скором слышании человеческих молитв побуждает всех притекать под Ее кров [108]. Объятые тьмою жизни и погорбленные от скорби обыкновенно не находят среди людей соскорбящих и соболезнующих, прибегают к Богу чрез Богоматерь. Рыдая о множестве грехов, ужасаясь своих падений, смертного часа и страшного суда, они невольно устремляют мысли и чувства к Пресвятой Деве и в Ее любви, благости и помощи уповают найти восстановление чистоты и избавление от горького пленения страстями [109].

Означенное колебание грешной души между отчаянием в спасении и упованием на помощь Божией Матери превосходно отражают, например, следующие литургические молитвы:

"Я, - восклицает грешник к Богоматери, - впал в лютую пучину уныния из-за множества моих беззаконных дел и охвачен безнадежием. Мати Божия! Ты меня спаси, Ты мне помоги, ибо Ты - умилостивление за грешников и очищение" [110].

"Подними меня павшего в пропасть грехов от увлечения страстями и наставь к жизни" [111]. "Я пришел ко крову Твоему, объятый скорбью, зовя из глубины сердца, со слезами" [112]. "Умертви страсти моей плоти... всего меня освяти, всего избави от всякого действия страстей" [113]. "Пресвятая Дева, явись мне милостивой, послушающей мои призывания. Я вижу Твою благодать во всем случающемся со мной. Всю надежду моей души я возложил на Тебя и во всем уповаю на Твой Промысл. Ты удостой меня будущей славы и Божественной жизни" [114]. "Мати Божия! Дай мне источник слез, умиление и целомудренное сердце... чтобы плакать о грехах и избежать муки и осуждения" [115]. "Ты - мне просвещение, Ты - мне избавление, радование. Ты — моя поборница. Ты — моя слава, похвала, надежда и спасение, Пре непорочная" [116]. "Мати Божия! Будь мне споручницей спасения, чтобы я совершенно обратился к Богу и получил прощение грехов... Надеясь на Тебя, я не отпаду от надежды спасения" [117].

Ночью и днем, уединенно и в храмах грешники во всем мире мысленно припадают к стопам Божией Матери, усердно прося Ее покрыть их обнажение от добродетели одеждою благодати [118]. И они уверены, что их взывания ко Пресвятой Богородице не будут тщетны, но принесут им небесное ограждение и спасение от греховных соблазнов и увлечений [119].

Божия Матерь в Духе Святом видит всех молящихся Ей, знает их трепет при мысли о грехах, их душевные немощи, непостоянство и пленение ума, изнеможение в борьбе со страстьми и многоболезненные страдания [120], малосилие плоти и заблуждения, знает нападки на них и прельщение беспощадных злых духов [121].

До Ее слуха непрерывно достигает молитвенный плач, рыдания и болезненные стенания людей, мытаревы воздыхания их [122], требования помощи [123], слышны даже несовершенные "худые" молитвы [124], исповедание "тайн грехопадений" [125].

Как Небесный Отец принял, по притче, блудного сына, так Божия Матерь скоро и благосердно принимает моления людей [126] и приносит их Своему Сыну и Богу, предстоя на небе одесную Его. Простерши Свои Божественные руки. Она день и ночь Своими светлыми молитвами просит скорбным милости Господней. Предметами Ее теплой, бодрой и умиленной молитвы бывает испрашивание людям прощения грехов, благодати слезного покаяния и совершенного исправления, прежде смерти [127]. Она молит, чтобы Господь избавил своих рабов от бесовской злобы, не восхитил грешников из этой жизни нераскаянными, но чтобы привел их до кончины к чистой световидной жизни [128], избавил от бесовского мучительства на земле и вечных мук за гробом [129], и соделал храмами Св. Духа [130]. Ей одной из всех святых дана от Бога такая благодать, что всякое Ее прошение исполняется Христом Спасителем.

Молитва Ее всемощна, заступление твердо, дерзновение в заступлении неисчетно. Она — теплое очистилище всех притекающих к Ней от бесчисленных грехов и малые стенания людей о своих грехах возносит к Богу, как благовонную жертву [131].

Ее единственное по силе и страшное предстательство за грешных во всех трудностях жизни присвояет их Богу и освобождает от рабства страстям [132]. Никого из молящихся Ей Она не отвергает, не отсылает от Своего Лица, не вверяет человеческому предстательству, но Сама заступает его в жизни, стесненной или грехами, или внешними обстоятельствами [133] и одевает световидною ризою спасения [134]. Твердо и от матернего чрева надеющиеся на Божию Матерь, имеют в Ней Свою Поручительницу пред Спасителем [135], благую Заступницу и душепитательный Источник исцелений [136].

Спаситель несказанный в милосердии, преклоняется на ходатайства о людях Своей Пречистой Матери, ради Нее бывает "благопременителен" к ним и облегчает их тяжкое душевное состояние прощением их грехов [137].

По молитвам Богоматери Божиего милосердия удостаиваются даже лица, одержимые немилосердием, бесстыдством, безумием и злобою [138], но кающиеся. Христос Спаситель раздирает рукописание грехов их, принимая Богоматернее ходатайство за них [139]. Верующие как бы одеваются щедростью Божиею чрез Богоматернее заступление и в праведном Боге видят вместе с тем Милостивого по естеству [140]. Предстательство Небесной Заступницы за мир чудно возвеличивает Божие милосердие [141], являемое кающимся грешникам [142].

В жизни христиан заступление и помощь Божией Матери сказываются в самых разнообразных случаях спасения их от внешних непредвиденных опасностей [143], от сетей диавольской злобы [144] и из разных состояний гнетущей скорби [145]. Очерненные страстями, жалкие, влекомые во глубину отчаяния, смрадные от греховных нечистот, но не теряющие упования на молитвы Небесной Заступницы, находят в Ней могучее воззвание из падения [146]. Пресвятая Богородица не дает им погибнуть от безумного нрава [147], душевных болезней и смятения, не попускает в грехах уснуть сном вечной смерти. Она пробуждает в них жажду святой жизни, ослабляет волнение их страстей [148] и связывает любовью к Богу [149]. Вводя грешную душу в общение невечернего света [150], Она отгоняет от нее дремоту уныния [151], разрушает замыслы против нее диавола и ограждает ее как бы столпообразными стенами [152] от порабощения страстям, бесовских стремлений и гибели. Действием исходящей свыше благодати грешник духовно оживляется к борьбе со страстями и вместо ношения тяжкого бремени согрешений начинает носить легкое иго заповедей Сына Божия [153]. Отрезвленные и развязанные от злого обыкновения души Божия Матерь привязывает любовию к Богу [154] и от Него изливает на них елей Божественной благости [155] и сладкое утешение [156].

Для каждого человека самыми страшными моментами являются: телесная смерть, прохождение воздушных мытарств и посмертный Суд Божий. Небесная Заступница и тогда не оставляет Своей помощью переходящих в загробную область бытия верующих во Христа.

Души Она изымает от бесовских рук истязаний и оклеветаний на горьких мытарствах [157] и в час Суда Христова молит Своего Сына о милости к почившим в вере [158].

Изображаемое литургическим богословием Богоматерное ближайшее участие в жизни членов Христовой Церкви есть живая непрерывная и общеизвестная действительность. После всего сказанного о молитвах, любви и дерзновении Божией Матери пред Богом, становится понятным желание всех христиан без конца величать и прославлять Богородицу и Матерь света, благословляя благословлять Ее за материнское попечение о человеческом спасении [159]. Огнь Ее матерней любви к людям вызывает ответное чувство благоговейнейшей любви к Ней со стороны тех, которых Она покрывает кровом благодатных крыл Своих от всякого зла [160]. Избавленные от бед молитвами Пресвятой Богородицы в песнях хвалы Ей как бы ликуют душевно после пережитых скорбей и смертельных опасностей.

Подытоживая сводку литургических суждений о значении Богоматери для личного спасения в Церкви, мы имеем основания сделать следующие выводы:

1. Божия Матерь — высочайшая Молитвенница пред Богом о спасающихся.

2. За утративших дерзновение молиться Господу о собственном спасении, Она предстательствует пред Сыном и Богом и испрашивает им прощение грехов.

3. Ее ходатайства за кающихся грешников все без исключения принимаются Спасителем.

4. На протяжении земной жизни каждого вверившего Ей судьбы Своего спасения, Она промышляет о его очищении от грехов и исправлении, пока тот не достигнет небесного отечества святых.


[1] Триодь Постная, Нед. 5 Седм. Вел. Поста утра, Богород, Седальна по 3 п. Канона.

[2] Триодь Постная, 3 Седм. Вел. Поста утра, Канон, Богород. 9 п.

[3] Триодь Постная, Суббота Акафиста утра, Кан. Б.М., 4 тр. 8 п., 2 тр. 9 п.

[4] Триодь Цветная, Суббота пред 6 Нед. по Пасхе, Мал. веч., 2 стиховная стихира.

[5] Триодь Цветная, Нед. 50-цы, Повечер., Канон Б.М., Богород. 5 п.

[6] Триодь Цветная, Четверг Святл. Седм. вечера, 7 стихира на Господи воззвах и 2 стиховная стихира; О. I., 1 гл. Вторник Повечер., Кан. Б.М., 4 тр. 4 п.

[7] О. I., 2 гл. Понед. Повечер., Кан. Б.М., 1 тр.3 п.

[8] Там же, 3 тр. 5 п.

[9] Там же, 2 тр. 7 п., 3 тр. 8 п.

[10] О. I., 2 гл. Среда, Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 4 п., 1 тр. 6 п.

[11] О. I., 3 гл. Понед. утра, Кан. бесплотн., Богород. 9 п.

[12] О. I., 3 гл. Субб. Повечер., Кан. Б.М., 2 тр. 8 п.

[13] О. II., 8 гл. Субб. Мал. веч., 2 и 3 стихов. стихиры.

[14] О. I., 4 гл. Вторник, Повечер., Кан. Б.М., 1 тр. 1 п.

[15] О. I., 1 гл. Субб. вечера, 8 и 9 стихиры на Господи воззвах.

[16] Служба Успен., М-, 1889 г. Молитва Б.М.

[17] O. I., 1 гл. Нед. Повечер., Кан. Б.М., 1 тр. 3 п.

[18] О. II., 5 гл. Пяток Повечер., 1 тр. 7 п.

[19] О. II., 8 гл. Нед. Повечер., Кан. Б.М., 4 тр. 5 п.

[20] О. I., 1 гл. Понед. Повечер., Кан. Б.М., 1 тр. 1 п.; О. II., 7 гл. Субб. Повечер., Кан. Б.М., 1 тр. 6 п.; О. I., 4 гл. Вторник, Повечерие, Кан. Б.М., 1 тр. 1 п.

[21] О. II., 7 гл. Субб., Повечер., Кан. Б.М., 3 тр. 6 п.; Триодь Постная, Четверг 3 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, Богород. 8 п.

[22] О. I., 2 гл. Среда, Повечер., Кан. Б.М., 4 тр. 4п.

[23] Триодь Постная, Пяток утра 1 Седм. Вел. Поста, Трипеснец, Богород. 5 п.; Нед. Сырн. утра, Кан. Богород. 8 п.; Субб. 1 Седм. Вел. Поста утра. Канон, Богород. Седальна по 3 п.; 2 Нед. Вел. Поста утра, 2 Канон, Богород. 9 п.

[24] Триодь Постная, Понед. 5 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, Богород. 8 п.; Субб. Акафиста утра, Кан. Б.М., 3 тр. 8 п., 4 тр. 9 п.

[25] О. I., 3 гл. Нед. Повечер., Кан. Б.М., 3 тр. 4 п.; Субб. утра, 4 стиховная стихира на "и ныне".

[26] О. II., 5 гл. Среда утра, Кан. Б.М., 4 тр. 4 п.

[27] О. I., 1 гл. Понед. утра. Блаженны на Литургии, 6 стих.

[28] О. I., 1 гл. Субб. вечера, 8 и 9 стихиры на Господи воззвах.

[29] О. II., 5 гл. Четверг утра, Кан. Апостол., Богород. 1 п.

[30] Триодь Постная, Вторник Сырн. утра, 1 Трипеснец, Богород. 1 п.; О. I., 3 гл. Понед. Повечер., Кан. Б.М., 1 тр. 3 п., 4 тр. 1 п.

[31] О. I., 4 гл. Среда, Повечер., Кан. Б.М., 1 тр. 4 п.; О. II.,5 гл. Субб. Повечер., Кан. Б.М., 1 тр. 8 п.

[32] Триодь Постная, Понед. 5 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипесиец, Богород. 8 п., 1 Трипеснец, Богород. 3 п.

[33] Триодь Постная, 2 Нед. Вел. Поста утра, 2 Канон, Богород. 1 п.

[34] O. I.,1 гл. Вторник, Повечер., Кан. Б.М., 1 тр. 9 п.

[35] Триодь Цветная, Субб. пред 5 Нед. по Пасхе, Мал. вечерн., 4 стиховная стихира.

[36] O. I., 1 гл. Субб. вечер.. Догматик на "и ныне".

[37] О. II., 6 гл. Понед. утра, Кан. Господу, Богород. 5 п.

[38] О. II., 6 гл. Субб. Мал. веч., 5 стиховная стихира.

[39] О. II., 7 гл. Субб. веч., Богород. по воскр. троп. 7 гл.

[40] О. II., 8 гл. Нед. Повечер., Кан. Б.М., Седален по 6 п. Канона.

[41] О. II., 8 гл. Нед. Повечер., Кан. Б. М., 3 и 4 тр. 7 п.; Вторник, Повечер., Кан. Б.М., 3 тр. 3 п.

[42] О. II., 7 гл. Среда, Повечер., Кан. Б.М., 4 тр. 8 п.

[43] О. II., 7 гл. Субб. Повечер., Кан. Б.М., 1 и 2 тр. 2 п., 3 тр. 3 п.; О. I., 1 гл. Субб. вечера, 10 стихира на Господи воззвах.

[44] О. II., 5 гл. Субб.Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 1 п.

[45] О. I.,3 гл. Пяток, Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. 9 п.

[46] Триодь Постная, Четверг Сырн. утра, Трипеснец, Богород. 4 п.

[47] Триодь Постная, Нед. 1 Седм. Вел. Поста, Повечер., Богород. 9 п. Канона.

[48] Триодь Постная, Нед. Блудн. Сына утра, Кан., Богород. 9 песни.

[49] Триодь Постная, Субб. Мясоп. утра. Канон, Богород. 8 песни.

[50] Триодь Постная, Четверг Седм. Ваий утра, 1 Трипеснец, Богород. 4 п.

[51] Триодь Постная, Четверг 3 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, Богород. 9 п.

[52] О. II., 7 гл. Нед. Полун., Кан. Св. Троице, Богород. по 6 п.

[53] Триодь Цветная, Пяток Светл. Седм. утра, Кан. Б.М., 4 тр. 4 п.; Среда 4 Седм. по Пасхе утра, 1 Канон, Богород. 9 п.

[54] О. I., 2 гл. Нед. Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. 3 п.

[55] O. I., 2 гл. Среда, Повечер., Кан. Б. М., 2 тр. 1 п.

[56] О. I., 2 гл. Четверг утра, Кан. св. Николаю Чудотвор., Богород. 4 п.

[57] O. I., 2 гл. Нед. Повеч., Кан. Б.М., 2 тр. 4 п.

[58] О. I., 2 гл. Четверг, Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. 1 п., 3 тр. 3 п.

[59] О. I., 3 гл. Нед. утра, Кан. Б.М., 2 тр. 9 п.

[60] О. I., 3 гл. Понед. утра, Кан. Г.И.Хр., Богород. 9 п.

[61] О. II., 8 гл. Вторник Повечер., Кан. Б.М., 3 и 4 тр. 1 п.

[62] О. II., 6 гл. Пяток Повечер.,Кан.Б.М., 1 тр. 1 п.

[63] Триодь Постная, Нед. Мытаря и Фарис. утра, Канон, Богород. 4 п.

[64] Триодь Постная, 2 Нед. Вел. Поста, 2 Канон, Богород.6 п.; О.I.,1 гл. Нед. Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 5п.

[65] О. I., 1 гл. Среда утра, Кан. Б.М., 1 и 3 тр. 7 п.

[66] Там же, 4 тр. 9 п.

[67] Триодь Постная, Нед. 4 Вел. Поста утра, Канон, Богород. 3 п.

[68] Триодь Постн., Субб. Мясоп. утра, Канон, Богород. Седальна по 3 п.; Нед. Блуд. Сына утра, Кан., Богор. 9 п.

[69] Триодь Постная, 2 Нед. Вел. Поста, 2 Канон, Богород. 4 и 5 песни.

[70] Триодь Постная, Субб. 3 Седм. Вел. Поста утра, 1 Четверопеснец, Богород. 8 и 9 пп.

[71] Триодь Постная, Нед. 4 Седм. Вел. Поста, Канон Покаян., Богород. 3 п.; Пяток 4 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, Богород. 9 п.

[72] О. I., 2 гл. Пяток утра, Кан. Б.М., 2 тр. 3 п.

[73] Триодь Цветная, Пяток Светл. Седм. утра, Кан. Б.М., 4 тр. 4 п.

[74] О. I., 1 гл. Вторник Повеч., Кан. Б.М., 3 тр.9 п.

[75] O. I., 2 гл. Пяток, Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. 9 п.

[76] О. II., 5 гл. Понед. Повеч., Кан. Б.М., Седален по 6 п.; 6 гл. Среда утра, Кан. Б.М., 2 тр. 6 п.; О. II., 7 гл. Нед. Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 9 п.

[77] О. II., 8 гл. Вторник утра, Кан. Г.И.Хр., Богород. 4 п.

[78] О. I., 2 гл. Среда утра, Кан. Б. М., 1, 3 и 4 тр. 4 п., 3 тр. 5 п.

[79] О. I., 2 гл. Пяток утра, Кан. Б.М., 3 тр. 3 п.

[80] Триодь Цветная, 7 Нед. по Пасхе утра, 1 Канон, Богород. 6 п.

[81] О. I., 1 гл. Субб. Повеч., Кан. Б.М., 2 и 3 тр. 1 п., 2 тр. 3 п.

[82] Там же, 2 тр. 6 п., 2 тр. 7 п., 3 тр. 7 п.

[83] Триодь Цветная, Пяток Светл. Седм. утра, Канон Б. М., 2 тр. 1 п.

[84] О. I., 2 гл. Субб., Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 4 п.

[85] O. I., 3 гл. Понед., Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. 7 п.

[86] О. I., 4 гл. Пяток, Повеч., Кан. Б.М., 2 тр. 3 п., 2 тр. 5 п.

[87] О. II., 8 гл. Вторник, Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. 6 п.

[88] О. II., 8 гл. Среда утра, Кан. Б.М., 1 тр. 3 п., 2 тр. 6 п.

[89] O. I., 4 гл. Среда, Повеч., Кан. Б.М., 2 тр. 6 п.

[90] О. I., 4 гл. Четверг, Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. 4 п., 1 тр. 3 п., 3 тр. 3 п.; О. II., 6 гл. Нед. Повеч., Кан. Б.М., 3тр. 8п.

[91] О. I., 1 гл. Среда, Повеч., Кан. Б.М., 3 и 4 тр. 7 п.

[92] Триодь Постная, Пяток утра, 3 Седм. Вел. Поста, 1 Трипеснец, Богород. 8 п.; Триодь Цветная, Четверг 6 Седм. по Пасхе утра, 1 Канон, Богор. 3 п.; 2 Канон, Богор. 3 п.

[93] Триодь Постная, Нед. Мытаря и Фарисея утра, Канон, Богород. 5 п.

[94] О. I., 2 гл. Четверг, Повеч., Кан. Б.М., 2 тр.8 п.

[95] О. I., 2 гл. Пяток утра, Кан. Б.М., 2 и 4 тр. 5 п.

[96] О. I., 2 гл. Вторник, Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 7 п.

[97] О. II., 8 гл. Понед., Повеч., Кан. Б.М., 1 и 2 тр. 4 п.

[98] О. I., 3 гл. Пяток, Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. Зп.

[99] О. I., 3 гл. Субб., Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. 1 п.; 4 гл. Нед., Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 1 п.

[100] О. II., 5 гл. Субб., Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. 9 п.

[101] Триодь Цветная, Понед. 3 Седм. по Пасхе утра, Трипеснец, Богород. 9 п.

[102] O. I., 2 гл. Субб., Повеч., Кан. Б.М., 4тр.3п.

[103] О. I., 4 гл. Среда, Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. 4 п.

[104] О. II., 8 гл. Четверг, Повеч., Кан. Б.М., 1 тр. 7 п.

[105] О. I., 4 гл. Нед., Повеч., Кан. Б.М., 1 тр. 8 п.; 3 гл. Нед. вечера, 7 стихира на Господи воззвах и 4 стиховная стихира.

[106] О. I., 1 гл. Нед., Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. 7 п.

[107] Триодь Цветная, Вторник Седм. Ваий утра, Богород. Седальна по 3 стихосл., 1 Трипеснец, Богород. 8 п.; Среда Седм. Ваий утра, 1 Трипеснец, Богород. 3 и 9 пп.; 2 Трипеснец, Богород. 3 п.

[108] Триодь Постная, Четверг 2 Седм. Вел. Поста утра, Богород. Седальна по 2 стихословии.

[109] О. II., 6 гл. Вторник, Повеч., Кан. Б.М., 1 и 3 тр. 1 п., 1 и 4 тр. 3 п., 1 тр. 5 п., 2 и 4 тр. 7 п.; 7 гл. Четверг, Повеч., Кан. Б.М., 1 тр. 1 п.

[110] Триодь Постная, Вторник 2 Седм. Вел. Поста утра, Богород. Седальна по 2 стихословии.

[111] Триодь Постная, Среда 2 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, Богород. 3 п.

[112] Триодь Постная, Четверг 2 Седм. Вел. Поста утра, Богород. Седальна по 2 стихословии.

[113] Там же, 1 Трипеснец, Богород. 4 и 9 пп.

[114] О. I., 3 гл. Субб. вечера, 8 стихира на Господи воззвах.

[115] О. II., 6 гл. Четверг веч., 6 стихира на Госп. воззвах; Четверг, Повеч., Кан. Б.М., 2 тр. 1 п., 4 тр. 3 п.

[116] О. I., 4 гл. Четверг, Повеч., Кан. Б.М., 2 тр. 9 п.

[117] О. II., 5 гл. Вторник утра, Кан. Г.И.Хр., Богород. 8 п.; 6 гл. Понед., Повеч., Кан. Б.М., 1 тр. 3 п.

[118] О. II., 8 гл. Пяток утра, Кан. Б.М., 1 тр. 5 п., 1 и 3 тр. 6 п.

[119] Триодь Постная, Четверг 1 Седм. Вел. Поста утра, Трипеснец, Богород. 4 п.

[120] О. II., 5 гл. Понед., Повеч., Кан. Б.М., 1 тр. 5 п., 2 тр. 6 п., 1 и 2 тр. 8 п.

[121] О. I., 3 гл. Понед., Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 5 п., 1 и 4 тр. 6 п.

[122] О. I., 3 гл. Среда, Повеч., Кан. Б.М., 2 и 4 тр. 7 п.

[123] O. I., 3 гл. Субб., Повеч., Кан. Б.М., 3 тр.Зп.

[124] О. II., 7 гл. Субб., Повеч., Кан. Б.М., 1 и 2 тр. 8 п.

[125] О. II., 2 гл. Вторник, Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. 3 п.

[126] Там же, 3 тр. 5 п.

[127] Триодь Постная, Субб. утра, 2 Седм. Вел. Поста, Четверопеснец, Богород. 7 и 8 пп.; 2 Четверопеснец, Богород. 7 п.

[128] О. II., 5 гл. Понед., Повеч., Кан. Б.М., 2 и 4 тр. 9 п.

[129] Там же, 1 тр. 9 п.

[130] О. I., 1 гл. Вторник утра, Кан. Предтече, Богород. 4 п.

[131] О. I., 2 гл. Субб., Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 5 п.; Вторник, Повеч., Кан. Б.М., 2 и 3 тр. 1 п.

[132] О. I., 4 гл. Четверг, Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 3 п., 1 тр. 4 п.

[133] О. I., 3 гл. Четверг, Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 1 п., 1 тр. 3 п.; О. II., 6 гл. Четверг утра, Богород. Седальна на 2 стихословии.

[134] О. I., 3 гл. Пяток утра, Кан. Б.М., 1 и 2 тр. 4 п., 2 тр. 5 п.

[135] О. I., 3 гл. Среда утра, Кан. Б.М., 2 и 3 тр. 5 п., 4 тр. 9 п.

[136] О. II., 5 гл. Нед. утра, Кан. Б.М., 2 тр. 6 п.

[137] Триодь Постная, Нед. Блудн. сына утра, Богород. 4 и 6 пп.; Пяток Сырн. утра, Канон, Богородичен 8 п.; Субб. 1 Седм. Вел. Поста утра, Канон, Богород. 4 п.; Нед. Сырн. утра, Канон, Богород. 7 п.

[138] О. I., 2 гл. Пяток утра, Кан. Б.М., 3 тр. 6 п., 2 тр. 8 п.

[139] О. II., 6 гл. Вторник, Повеч., Кан. Б.М., 1 и 3 тр. 9 п.; Среда утра, Кан. Б.М., 3 тр. 5 п.; Четверг утра, Кан. Апостолам, Богород. 5 п.; Четверг вечера, 4 стихира на Госп. воззвах; Четверг, Повеч., Кан. Б.М., 5 тр. 4 п., 3 тр. 5 п.

[140] О. II., 5 гл. Вторник, Повечер., Кан. Б.М., 3 тр. 5 п., 2 тр. 7 п., 3 тр. 7 п.

[141] О. II., 3 гл. Понед., Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 3 п.

[142] О. II., 8 гл. Четверг, Повеч., Кан. Б.М., 1 тр. 1 п.

[143] О. I., 3 гл. Среда вечера, 7 стихира на Господи воззвах.

[144] О. I., 1 гл. Нед., Повеч., Кан. Б.М., 2 и 4 тр. 6 п.

[145] О. П., 5 гл. Субб., Повеч., Кан. Б.М., 2 тр. 9 п.

[146] О. I., 3 гл. Пяток, Повеч., Кан. Б.М., 2 тр. 5 п.; Пяток утра, Кан. Б.М., 2 и 3 тр. 7 п.; 4 гл. Пяток утра, Кан. Б.М., 3 тр. 1 п.

[147] О. II., 3 гл. Понед., Повеч., Кан. Б.М. 2 тр. 6п.

[148] Триодь Постная, Пяток утра, 1 Седм. Вел. Поста, Трипеснец, Богород. 8 п.

[149] Триодь Постная, 2 Нед. Вел. Поста утра, 2 Канон, Богород. 3 п.; Триодь Цветная, 7 Нед. по Пасхе, Канон, Богород. 4 п.; О. I., 1 гл. Нед. утра, Полунощн., Кан. Св. Троице, Богород. Седальна по 3 п.

[150] O.I., 4 гл. Четв., Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. 7 п.

[151] О. I., 4 гл. Четверг утра. Канон св. Николаю, Богород. 7 п.

[152] О. I., 2 гл. Нед., Повечер., Кан. Б.М., 2 тр. 5 п., 3 тр. 5 п.

[153] О. I., 1 гл. Среда утра, Кан. Б.М., 1 тр. 9 п.

[154] О. I., 4 гл. Среда утра, Кан. Б.М., 1 тр. 9 п.

[155] О. I., 2 гл. Вторник, Повеч., Кан. Б.М., 1 тр. 4 п.

[156] О. II., 5 гл. Вторник, Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 4п.

[157] О. I., 1 гл. Нед. утра, Полун., Кан. Св. Троице, Богород. Седальна по 6 п.; О. I., 4 гл. Вторник, Повечер., Кан. Б.М., 4 тр. 8 п.

[158] Триодь Постная, Субб. 7 Седм. Вел. Поста утра, 1 Четверопеснец, Богород. 6 п.

[159] О. II.,5 гл. Пяток,Повеч., Кан.Б.М., 4 тр.9п.

[160] О. I., 4 гл. Нед. утра, Кан. Б.М., 1 и 3 тр. 1 п., 3 тр. 3 п., 4 тр. 5 п.


ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ:

АНТ. - АНТИФОН

ГЛ. - ГЛАС

О. - ОКТОИХ

П. - ПЕСНЬ

ПОЛУН. - ПОЛУНОЩНИЦА

СТИХ. - СТИХИРА

ТР. - ТРОПАРЬ

[Оглавление]


Библиотека форума "Православная беседа": http://beseda.mscom.ru/library/