Проф. Н. Д. Успенский
Типикон при изложении чинопоследований суточного круга богослужения имеет в виду служение только одной литургии, которая в обычное время года должна быть совершаема около полудня — откуда происходит ее название в просторечии: «обедня», в некоторые же праздники «порану, труда ради бденнаго», то есть ранним утром, а в навечерия Рождества Христова и Богоявления, в Благовещение Пресвятой Богородицы, «егда прилучится в пост», а также в Великий Четверток и в Великую Субботу литургия, по Уставу, должна совершаться во второй половине дня — в соединении с вечерней, по отпетии всех часов и чина изобразительных. Служения двух литургий в один день, хотя бы то был великий праздник, Типикон не знает. Тем не менее в русской богослужебной практике существует обычай служения в один день двух литургий — ранней и поздней, а иногда и более.
В обычное время года служение двух литургий не вызывает недоумений. Но как совершать две литургии в дни, когда Церковный Устав указывает служить литургию в соединении с вечерней, по отпетии часов и изобразительных? Для правильного решения этого вопроса в смысле сохранения верности церковной традиции и идейного значения самих служб часов, изобразительных и вечерни, с которыми связано в Типиконе совершение литургии в навечерия великих праздников Рождества Христова и Богоявления, а также в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, в Великий Четверток и в Великую Субботу, следует учесть, что
В свете сказанного представляется возможным совершение ранней литургии в навечерия праздников Рождества Христова и Богоявления, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, «егда прилучится в пост», а также в Великий Четверток и Великую Субботу по следующему чину.
Читаются обычные 3-й и 6-й часы с тропарями: 24 декабря — «Написовашеся иногда со старцем Иосифом...»; 5 января — «Возвращашеся иногда Иордан...»; 25 марта — «Днесь спасения нашего главизна...»; в Великий Четверток — «Егда славнии ученицы...».
В Великую Субботу — на 3-м часе: «Благообразный Иосиф...», «Слава», «Егда снизшел еси...», на 6-м — «Благообразный Иосиф...», «Слава», «Мироносицам женам...».
По Трисвятом на всех часах кондаки: 24 декабря — «Дева днесь Превечное Слово...»; 5 января — «Всех, Христе...»; 25 марта — «Взбранной Воеводе...»; в Великий Четверток — «Хлеб приемь в руце...»; в Великую Субботу — «Бездну заключивый...».
В Благовещение Пресвятой Богородицы в конце каждого часа после «Молитвами святых отец наших...» — три великих поклона с молитвой святого Ефрема Сирина.
Литургия начинается возгласом «Благословено Царство...», после чего следуют, как в обычное время года, великая ектения и пение изобразительных: «Благослови, душе моя, Господа» и пр., с малыми ектениями после 1-го и 2-го антифонов, и «Во Царствии Твоем». Блаженны прилагаются из 3-й песни на четыре и 6-й на четыре (24 декабря и 5 января — из канона предпразднства, 25 марта — из канона праздника, в Великий Четверток и Великую Субботу — из канона дня).
По входе — в навечерия Рождества Христова и Богоявления, а также в Великий Четверток и в Великую Субботу поется «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, поющия Ти: аллилуиа». В Благовещение же в этот стих делается вставка (как на всякий Богородичный праздник) «молитвами Богородицы...».
Далее в навечерия Рождества Христова и Богоявления поется тропарь предпразднства, «Слава, и ныне» — кондак.
В праздник Благовещения — Тропарь праздника, «Слава, и ныне» — кондак.
В Великий Четверток — «Егда славнии ученицы» (на 8-й глас). «Слава, и ныне» — кондак «Хлеб приемь...».
В Великую Субботу — «Благообразный Иосиф...», «Егда снизшел...», «Мироносицам женам...» (все на 2-й глас), «Слава, и ныне» — кондак «Бездну заключивый...».
В навечерия Рождества Христова и Богоявления, а также в Благовещение и в Великий Четверток поется Трисвятое, а в Великую Субботу — «Елицы во Христа крестистеся...».
Прокимен, Апостол, аллилуиарий и Евангелие во всех случаях — положенные на литургии данного дня.
В Великую Субботу после Апостола вместо аллилуиария поются стихи из 81-го псалма: «Воскресни, Боже...» — на 7-й глас. Переоблачение для священнослужителей в светлые ризы относится на позднюю литургию. Раннюю следует служить в багряных или иных цветных ризах, но не в черных.
По прочтении Евангелия литургия идет по обычному чину: в навечерия Рождества Христова и Богоявления, а также в Великий Четверток и Великую Субботу — святого Василия Великого, а в Благовещение Пресвятой Богородицы — святого Иоанна Златоуста.
В Великий Четверток вместо Херувимской песни — «Вечери Твоея тайныя...» (два раза до Великого входа, без «аллилуиа», и в третий раз — по входе, с «аллилуиа»), а в Великую Субботу — «Да молчит всякая плоть человеча...».
За «Достойно» в навечерия Рождества Христова и Богоявления — «О Тебе радуется...»; в Благовещение — «Благовествуй, земле, радость велию...» и «Яко одушевленному Божию Кивоту...»; в Великий четверток — «Странствия Владычня...»; в Великую Субботу — «Не рыдай Мене, Мати...».
Причастный стих — литургии данного дня, а в Великий четверток — «Вечери Твоея тайныя...».
В навечерия Рождества Христова и Богоявления после ранней литургии совершать славление Христа, как это указано в Типиконе, не следует. Также не следует совершать после ранней литургии в Великую Субботу благословение хлебов и вина. Все это Уставом приурочено к концу дня и, следовательно, должно быть совершено после поздней литургии.
По окончании ранней литургии, когда приспеет время для служения поздней, поется последование часов и изобразительных по чину, положенному на данный день, затем совершается сама литургия в соединении с вечерней, как указано в Типиконе.
«Око церковное» — литургическая библиотека, 2000—2005